
Наш чудесный детский сад –
Это радость для ребят!
Куклы, мячики, машинки,
Разноцветные картинки,
Смех весёлой детворы,
Город сказочной игры!
Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в дошкольном образовательном учреждении предоставляет каждому воспитаннику оптимальные возможности для всестороннего развития личности. В марте 2025 г. в детском саду заведующим Будниченко В.В. и старшим воспитателем Костенко О.И. был проведён с коллективом воспитателей и специалистов педагогический совет по теме «Говорящая среда – важное условие для формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников». Согласно международным стандартам образования функциональная грамотность дошкольников включает несколько компонентов:
- читательская грамотность – это способность воспринимать литературу для достижения образовательных целей, расширения знаний, пополнения словарного запаса и участия в общественной жизни; умение понимать тексты, анализировать и использовать их содержание;
- естественнонаучная (экологическая) грамотность – это освоение основных понятий экологии, представлений о неживой и живой природе, способность человека использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать разумные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и изменений, которые вносит в него человеческая деятельность, и принимать соответствующие решения;
- математическая грамотность – понимание роли математики, знание чисел, умение считать, складывать, вычитать, сравнивать объекты, решать задачи; способность использовать, интерпретировать, формулировать математические концепции в различных контекстах; применять математические навыки в повседневной жизни, высказывать здравые математические суждения;
- социально-коммуникативная грамотность – это умение слушать и слышать других, уважать чужое мнение, работать в команде, действовать сообща;
- финансовая грамотность – это понимание основных финансовых концепций, умение управлять личными средствами, планировать расходы, принимать финансовые решения с учётом изменений экономических условий и жизненной ситуации.
Различные виды функциональной грамотности в дошкольном образовательном учреждении образуют комплекс, на основе которого формируются компетенции дошкольников. Это способность действовать в соответствии с конкретной ситуацией; работать как индивидуально, так и в команде; критически, всесторонне оценивать проблемы; открыто, уважительно и продуктивно взаимодействовать с другими.
Суть технологии «Говорящая среда» заключается в том, что дошкольник имеет выбор для своей деятельности, может по своему усмотрению конструктивно использовать подготовленный педагогом информационный ресурс.
На педагогическом совете выступили: Курлянчикова О.В., воспитатель подготовительной к школе группы, Оленникова Н.П., воспитатель старшей группы, Аксенова В.Е., воспитатель средней группы, Рыморова М.А., воспитатель 1 младшей группы, Шмелева О.И. и Сыркина Л.В., воспитатели второй группы детей раннего возраста. В подкрепление своих слов педагоги продемонстрировали презентации по организации в своих возрастных группах развивающей предметно-пространственной среды. Применение технологии «Говорящая среда» возможно во всех возрастных группах, кроме группы для детей от 1 года до 2 лет, поскольку для малышей доминирующей деятельностью является игра с предметами и изучение способов взаимодействия с ними. Одним из элементов «говорящей среды» является адвент-календарь. Адвент-календарь – это календарь ожидания. Он помогает детям вести отсчёт до необходимой им даты, а также каждый день наполняет интересными заданиями и игрой. Другими примерами «говорящей среды» в нашем детском саду является участие в акциях: «Поможем птицам», «Письмо солдату на СВО», «День добрых дел», «Наш чудо-огород» и др.
Таким образом, организованная «говорящая среда» даёт детям возможность почувствовать себя увереннее в пространстве группы, проявить свою активность и инициативность, осознавать свою значимость, ощутить свой личный вклад в общее дело.